Телевизионное и радиовещание

   

 

Общие сведения о стране

Природа

Население

История России

Государственный строй

Президент РФ

Военная организация Российской Федерации

Современные политические партии и политическая элита РФ

Религиозные организации

Экономика

Состояние окружающей среды и охрана природы

Наука

Образование

Издательское дело. СМИ

Телевизионное и радиовещание

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Туризм и рекреация

Социальный блок

Культура

Регионы России – субъекты Федерации

Библиография

Научная элита России

 

Первые попытки организовать распространение «газеты без бумаги и без расстояний» предпринимались в первые годы советской власти (1917–18). Совнаркомом была создана специальная комиссия для развития радиотелеграфного дела, несколько военных радиостанций переданы в распоряжение Наркомата почт и телеграфа, а в 1918 принят декрет о централизации радиотехнического дела в России. Значительную роль в становлении радиовещания сыграли Нижегородская радиолаборатория под руководством М.А. Бонч-Бруевича и Казанская база радиоформирований. Первые экспериментальные радиопередачи для широкой аудитории были организованы в 1919 в Н. Новгороде, с 1920 – в Москве и Казани. С 1921 на главных площадях Москвы и ряда других городов размещались громкоговорящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения РОСТА – Российского телеграфного агентства.

С 12 окт. 1924 начались ежедневные радиопередачи Сокольнической станции им. А.С. Попова в Москве. Советская власть высоко оценила широкие пропагандистские и просветительские возможности радиовещания: в 1925 было принято постановление ЦК РКП(б) «О радиоагитации»; организованы Радиокомиссия ЦК РКП(б) и Радиосовет при Главлит-просвете Наркомпроса РСФСР; начали издаваться газета «Новости радио», журнал «Радио – всем» и др.

В 1924–27 сформировались основные жанры радиожурналистики: радиогазета (с 23 нояб. 1924), радиожурнал, репортаж, утренняя гимнастика и др. Радиовещание стало ориентироваться на различные адресные группы. Готовились передачи для детей и подростков («Радиопионер», «Радиооктябрёнок», «Культурное наследие – детям»), молодёжи («Молодой ленинец»), рабочих («Рабочая радиогазета»), крестьян («Крестьянская радиогазета») и др. Специальное постановление Совнаркома (впоследствии получившее название «закона о свободе микрофона») было направлено на улучшение художественных программ и закрепило право на бесплатную трансляцию по радио театральных спектаклей, концертов, лекций и докладов.

В 1928 предпринята попытка организации учебного радиовещания – создан радиоуниверситет (в 1930 преобразован в Институт заочного обучения по радио, однако через год он признан неэффективным и расформирован).

В 1920-е гг. стремительное увеличение объёма радиовещания и числа радиовещательных станций обусловило необходимость расширения частотного спектра вещания. Первоначально радиостанции работали на средних волнах (длина 200–3000 м), в конце 1920-х гг. началось быстрое освоение длинных (св. 3000 м) и коротких (10–200 м) радиоволн. Вещание в коротковолновом диапазоне, способное покрывать большие расстояния, имело большое политическое значение, т.к. позволяло организовывать пропагандистское вещание на другие страны – иновещание, которое из СССР началось в 1929.

С кон. 1920-х гг. радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации. В целях централизованного руководства этой сферой в 1931 организован Всесоюзный комитет по радиовещанию и затем радиокомитеты в областях и союзных республиках. В 1930-е гг. была поставлена масштабная задача радиофикации, под которой понималось развитие проводного радио (установка радиотрансляционных точек по месту жительства и работы граждан). Радиофикация позволяла государству осуществлять жёсткий информационный контроль, полностью исключавший возможность приёма населением нежелательной информации извне, поскольку радиоточка являлась по сути приёмником с жёстко фиксированной частотой и принимала только одну, официальную радиостанцию. Волновое радиовещание было направлено преимущественно на зарубежные страны. 652 Существенно изменило структуру радиоэфира появление техники звукозаписи. Если ранее практически все передачи шли в прямом эфире, то к сер. 1930-х гг. до 20% эфирного времени в стране было занято звукозаписью. Применение звукозаписи, в свою очередь, привело к постепенному переходу от чисто словесных, вербальных, элементов к невербальным формам, прежде всего музыкальным.

Другая тенденция связана с активным развитием информационного вещания, происходившего благодаря расширению дальней, в первую очередь, коротковолновой связи. Возникли первые корреспондентские сети, позволявшие оперативно передавать информацию из разных точек страны. Именно в этот период сформировался жанр информационных радиопередач в строгом смысле слова, т.е. набор кратких информационно насыщенных оперативных сообщений, выстроенных в определённой логике. До этого радиосообщения составлялись, скорее, в газетном стиле.

Регулярное телевещание на оптико-механических системах началось 15 нояб. 1934 в Москве, где был создан творческий сектор телевидения при московском радиотрансляционном узле на ул. 25-го Октября (ныне Никольская ул.). Однако вскоре на смену оптико-механическим малострочным системам пришло электронное телевидение.

25 марта 1938 началось экспериментальное электронное телевещание в Москве с ул. Шаболовки (где строился телерадиоцентр), в 1939 – регулярное вещание. В 1940 было освоено массовое производство телевизоров «17-Т-1».

В годы Великой Отечественной войны 1941–45 телевизионное вещание прекратилось, но радиовещание, в отличие от многих зарубежных стран, не прерывалось ни на один день и сыграло значительную роль в консолидации сил народа для победы. Регулярно передавались сводки Совинформбюро, последние известия, «Письма с фронта», а также концерты популярных артистов и литературно-драматические постановки. Особое значение радио имело для жителей Ленинграда в период блокады, оповещая о налётах и артобстрелах, о ходе военных действий, транслируя литературные передачи и др. Вещание активно велось на оккупированной территории и, в частности, предназначалось партизанам.

Процесс радиофикации в РСФСР практически завершился к 1948. В том же году Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание. С началом «холодной войны», потребовавшей расширение объёма иновещания, в 1949 вместо Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию были созданы Комитет радиоинформации (внутреннее радиовещание) и Комитет радиовещания при СМ СССР (иновещание) – таким образом СССР ответил на организацию в кон. 1940-х гг. пропагандистских радиостанций в Великобритании (русская служба Би-би-си, 1946) и США («Голос Америки» на русском языке, 1947).

В кон. 1940-х гг. поворотным моментом в истории радио стало внедрение в технологию радиовещания магнитофонной записи, которая позволила осуществлять звуковое экспериментирование (шумовые эффекты, наложение записей и т.п.). Были созданы предпосылки для формирования нового, синтетического «языка радио». С кон. 1940-х гг. подавляющее большинство радиопередач шло в записи.

В 1946 по инициативе СССР образована Международная организация радиовещания и телевидения – ОИРТ (Organisation Internationale de Radio-diffusion et Television – OIRT), объединявшая 22 страны-члена из Европы (штаб-квартира в Брюсселе). В 1950 несколько стран вышли из состава ОИРТ и создали альтернативный Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union) с административным центром в Женеве. Тогда же штаб-квартира ОИРТ была переведена в Прагу.

Послевоенный период можно считать наивысшей фазой развития радиовещания, однако уже в кон. 1940-х в конкуренцию с ним вступило телевидение, развитие которого было приостановлено войной.

Московский телецентр на Шаболовке начал трансляцию 7 мая 1945 и 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание (2 раза в неделю). В 1947 приступил к работе Ленинградский телецентр. С кон. 1940-х гг. началось производство отечественных телевизоров «Москвич Т-1», «Ленинград Т-2» и «КВН-49».

До кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. в телевизионном эфире преобладали демонстрации художественных и документальных фильмов, прямые трансляции концертов или публичных выступлений. Появились новые формы телепередач: в 1949 состоялся прямой репортаж с футбольного матча, в 1951 осуществлена постановка телевизионного фильма-спектакля «Правда хорошо, а счастье лучше», в 1952 создана публицистическая телепрограмма.

Процессу распространения телевизионного вещания за пределы Москвы и Ленинграда способствовало принятое в марте 1951 постановление СМ СССР об организации в Москве ежедневных телепередач и о создании на базе Московского телецентра Центральной студии ТВ. В 1956 введена вторая телепрограмма.

В 1960-е гг. радиовещание и телевидение развивались особенно активно, охватывая всё большую часть населения. Всесоюзное радио начало круглосуточное вещание. В 1962 создана молодёжная радиостанция «Юность», в 1964 – информационно-музыкальная радиостанция «Маяк».

С 1960-х гг. телевидение постепенно стало опережать радио. Число телевизоров в семьях за это десятилетие возросло почти в 10 раз. В 1967 было уже четыре программы Центрального телевидения; Госкомитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР (организован в 1957) был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет СМ СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). С 1967 стали регулярными передачи цветного телевидения, в 1967–70 в Москве введён в действие Технический телевизионный центр «Останкино».

В 1960–70-е гг. возникли популярные телепередачи, которые существуют до настоящего времени: «Спокойной ночи, малыши!», «В мире животных», «Клуб путешественников», информационная программа «Время» (в 1991 закрыта, в 1995 возобновлена), «КВН», «Что? Где? Когда?».

В 1975 определилась специализация отечественных теле- и радиоканалов. Радиовещание велось на пяти каналах («программах» – в терминах тех лет): 1-я программа (информационная и общественно-политическая); 2-я – «Маяк» (круглосуточная информационно-музыкальная программа); 3-я – общеобразовательная; 4-я – музыкальная; 5-я – для советских граждан, работающих за рубежом.

К кон. 1980-х гг. подавляющее большинство населения РСФСР могло принимать два всесоюзных телеканала и две всесоюзные радиостанции. С сер. 1980-х гг. началось развитие кабельного телевидения.

В кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. советское иновещание лидировало в мире по целому ряду параметров: по географическому охвату, по суммарному объёму вещания, по числу радиопередатчиков, по числу языков, на которых ведётся вещание (80 языков).

С нач. 1990-х гг. в телевизионном и радиовещании происходят наиболее радикальные структурно-функциональные изменения. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к настоящему буму в развитии телерадиовещания, созданию пёстрого телерадиоландшафта. В 1990–2001 только число телеканалов всех уровней возросло с 200 до 1500. Основные тенденции развития телерадиовещания в 1990-е гг.: реорганизация государственного телерадиовещания и становление коммерческого вещания.

В процессе реорганизации государственного вещания в 1990-е гг. можно выделить три этапа. Первый (1990– 1991) – создание Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), составившей альтернативу Гостелерадио СССР. В 1990 ВГТРК организовала радиостанцию «Радио России»; в 1991 – телеканал «Россия» и радиостанцию «Голос России», вещающую на русском языке на зарубежные страны; в 1992 – просветительский телеканал «Российские университеты».

Второй этап (1991–98): упразднение Гостелерадио СССР и организация на его основе многочисленных государственных телерадиокомпаний (ГТРК) разных уровней – федерального, регионального, международного; приватизация ряда ГТРК; существенные изменения в технической базе вещания. В 1991 на базе Гостелерадио СССР была создана федеральная Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино» и 88 региональных государственных телекомпаний. РГТРК «Останкино» получила в своё распоряжение 1-й телеканал («Останкино»), вечернее время на 4-м телеканале, радиостанции «Маяк», «Радио-1», «Юность» и «Орфей», а также иновещание. На региональном уровне особое положение заняла ГТРК «Петербург – 5-й канал», которой помимо местной радиостанции стал принадлежать телеканал федерального значения «Санкт-Петербург». Для управления телерадиовещанием была создана Федеральная служба телевидения и радиовещания. Затем от РГТРК «Останкино» иновещание отошло к Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» (создана в 1993). В 1994 вечерний эфир 4-го федерального телеканала был передан частной телекомпании НТВ (основана в 1993). В 1995 на базе РГТРК «Останкино» возникла Российская государственная радиовещательная корпорация (РГРК), объединившая четыре федеральные радиостанции. 1-й телеканал был передан телекомпании ОРТ (Общественное российское телевидение), акции которой распределились между государством (51%) и крупными коммерческими банками. Этот акт был расценен как начало приватизационного процесса в сфере электронных СМИ (к 1998 были приватизированы ГТРК «Петербург – 5-й канал», на основе которой организована ТРК «Петербург» и «Радио-1»). В 1996 упразднён канал «Российские университеты», его частоту заняло НТВ, а с 1 ноября на 5-м канале начал вещать телеканал «Культура».

В 1992 распался ОИРТ, и в том же году его бывшие члены присоединились к Европейскому вещательному союзу (членами от РФ стали ОРТ, ВГТРК и «Радиодом Останкино» – группа из трёх государственных радиокомпаний – «Маяк», «Юность» и «Голос России»).

Произошли основные изменения в технической сфере. Во-первых, постепенно сократилась система проводного радио. Так, в 1990–2000 число радиоточек сократилось вдвое, в сельской местности – почти вчетверо, что составило к 2001 23,9 млн (в городах 20,9 млн, в сельской местности – 3 млн). Фактически прекращено вещание в длинноволновом диапазоне. Постепенно происходил переход с аналогового на цифровое вещание. С возникновением Интернета появился новый 653 тип вещания – веб-вещание (с 1997).

Третий этап (с 1998) – организация новой системы государственного телерадиовещания, которая началась с создания по Указу Президента РФ Единого производственно-технического комплекса (ЕПТК) ВГТРК, в который вошли два федеральных телеканала («Россия» и «Культура»), четыре федеральные радиостанции («Радио России», «Маяк», «Юность», «Орфей»), международное радиовещание («Голос России») и 92 региональные ГТРК. В ряде субъектов РФ имеются две ГТРК, например в Краснодарском крае – Краснодарская и Сочинская, в Ставропольском крае – Ставропольская и Пятигорская, поэтому число ГТРК превышает число субъектов РФ. Кроме того, ЕПТК ВГТРК объединил все радиотелепередающие центры федерального и регионального уровней. Эти меры имели целью укрепление российской государственности через единую координацию информационного пространства электронных СМИ из центра и проведение централизованной кадровой политики (назначение председателей ГТРК – прерогатива ВГТРК). В 2001 принято решение о выводе из ЕПТК ВГТРК структур технического обеспечения вещания и объединении их в государственную компанию РТР-Сеть. В 1999 была расформирована Федеральная служба телевидения и радиовещания, а её функции переданы Министерству РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

К 2001 государственный сектор телерадиовещания России включал ок. 110 телеканалов и ок. 120 радиостанций (соответственно 7 и 11% от общего числа телеканалов и радиостанций). Однако по охвату населения вещанием лидируют именно государственные телеканалы и радиостанции. По данным Службы изучения аудитории ВГТРК, в 2001 канал ОРТ могли принимать 98% населения РФ, каналы

«Россию» – 96%, ТВЦ – 35%, «Культуру» – 34%, «Радио России» – 95%, «Маяк» –90%, «Юность» – 29%, «Орфей» – 12%. Региональные ГТРК охватывают, как правило, 93–99% населения телевизионным вещанием и 95–100% – радиовещанием в пределах своего субъекта РФ.

В становлении коммерческого вещания в РФ можно выделить четыре этапа. Первый этап (1990–92) – возникновение первых коммерческих телеканалов и радиостанций, существующих исключительно за счёт размещения рекламы. Первыми в 1990 возникли «Радио Балтика» в С.-Петербурге и «Европа плюс» в Москве. В 1990– 1991 стали создаваться и коммерческие телеканалы на локальном уровне: эфирные телеканалы «2х2», «ТВ-6 Москва», каналы кабельного телевидения и др.

Второй этап (1992–95) охарактеризовался быстрым ростом числа коммерческих телеканалов и радиостанций в регионах (включая Москву) и возникновением коммерческих каналов федерального уровня. К сер. 1995 в РФ насчитывалось св. 100 коммерческих телеканалов (во многих областных, краевых, республиканских центрах). Часть из них арендовала эфирное время у государственных телеканалов. В Москве функционировало ок. 10 коммерческих телеканалов (НТВ, «ТВ-6 Москва», «2х2», «Телеэкспо», «Телеэкспресс канал 31», «М-49» и др.). По охвату аудитории крупнейшие среди них – НТВ (ок. 40 млн чел.) и «ТВ-6 Москва» (св. 30 млн чел.). Однако в подавляющем большинстве случаев коммерческие телеканалы и радиостанции вещают лишь в пределах крупных городов. На этом этапе наибольшую аудиторию (34 города РФ) имела «Европа плюс».

Третий этап (1995–99) сопровождался быстрым ростом коммерческих телеканалов и радиостанций (к 1999 число телеканалов всех уровней приблизилось к 1000, радиостанций – к 700). Этот процесс создал предпосылки для создания т.н. сетевых электронных СМИ. Основной механизм – аренда крупными московскими каналами и станциями эфирного времени на локальных каналах и станциях. В этом случае передачи размещаются блоками на договорной основе, в каждом регионе – по-разному. Новостные выпуски носят чаще всего локальный характер и готовятся местными филиалами сетевых СМИ. В такой идеологии работают телеканалы Рен-ТВ, ТНТ, радиостанции «Европа плюс», «Русское радио» и др. Возникло разделение компаний на вещательные и производящие. В ряде случаев каналам и радиостанциям оказывается экономически выгоднее покупать готовую теле- и радиопродукцию, чем производить её самим. Крупнейшими производящими телекомпаниями стали: АСТ, ВИД, «Игра», «Класс» и др. Возникли медиахолдинги – группы предприятий, имеющих общих владельцев (крупнейшим был «Мост-Медиа», объединявший телеканалы НТВ, ТНТ, систему спутникового телевидения НТВ плюс, радиостанцию «Эхо Москвы» и ряд периодических изданий). В значительной мере возникновение медиахолдингов связано с появлением т.н. олигархов – крупных магнатов, стремившихся оказывать через СМИ сильное политическое влияние на общество (Б.А. Березовский, В.А. Гусинский и др.). Их деятельность особенно активно проявилась во время предвыборных кампаний – в Государственную думу (1995 и 1999), а также Президента РФ (1996).

Четвёртый этап начался с 2000 и связан с осознанием в обществе специфики т.н. олигархической модели функционирования СМИ. Был принят ряд мер, направленных на ликвидацию опасности политического манипулирования общественным мнением со стороны отдельных лиц или небольших групп олигархов, владевших крупными телеканалами и радиостанциями. В 2002 в РФ насчитывалось ок. 1400 коммерческих телеканалов и св. 1000 коммерческих радиостанций. Крупнейшие телеканалы федерального уровня: НТВ, СТС, ТНТ, Рен-ТВ, АСТ, Дарьял-ТВ; крупнейшие радиостанции «Русское радио», «Европа плюс», «Радио ретро», «Авторадио», «Хит-FM», «Эхо Москвы» и др.

Телевизионное и радиовещание РФ регулируется рядом правовых актов (законы РФ «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об освещении деятельности органов государственной власти государственными средствами массовой информации»). Лицензии на осуществление телерадиовещания на территории РФ выдаются Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по согласованию с Министерством связи РФ сроком до пяти лет.

Развитие рекламного рынка в нач. 1990-х гг. вызвало потребность в определении рейтингов теле- и радиопрограмм, что дало толчок к организации мониторинговых исследований телерадиоаудитории. Проводятся исследования аудитории радиослушателей и телезрителей в различных возрастных группах (подростки 11–15 лет, лица работоспособного возраста 16–54 лет, пожилые люди 54 года и старше), по месту жительства, по социальному статусу, уровню образования, степени занятости, учитываются индивидуальные интересы и предпочтения и др. Первоначально такие заказы выполняли крупные социологические службы (Всероссийский центр изучения общественного мнения – ВЦИОМ, фонд «Общественное мнение» и др.), а также исследовательские подразделения федеральных телерадиокомпаний; одновременно на российском рынке начали работать и зарубежные компании. С 1994 создаются отечественные коммерческие службы: КОМКОН-2, НИСПИ, ВЦИОМ-Медиамар и др. Непрерывные измерения телеаудитории (за каждый день) ведутся в РФ с 1992. С 1996 возникли автоматизированные телеметрические системы измерения телеаудитории с поминутным шагом. К 2002 крупнейшей являлась компания TNS Gallup Media, работающая в 15 крупнейших городах страны на выборке в 3500 чел. Для регулирования стандартов качества измерений телеаудитории в 2001 был создан Медиакомитет (некоммерческая организация).

В 1994 образован Российский фонд развития телевидения и при нём организована Российская академия телевидения, которая учредила ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИр), вручаемую за творческие успехи в телерадиовещании.

В 1995 созданы общественные организации – Национальная ассоциация телерадиовещателей и Российская ассоциация региональных телекомпаний. Выпускаются популярные еженедельные периодические издания (с программами передач): «Семь дней», «ТВ-парк», «Антенна» и др.