Военная организация Российской Федерации

   

 

Общие сведения о стране

Природа

Население

История России

Государственный строй

Президент РФ

Военная организация Российской Федерации

Современные политические партии и политическая элита РФ

Религиозные организации

Экономика

Состояние окружающей среды и охрана природы

Наука

Образование

Издательское дело. СМИ

Телевизионное и радиовещание

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Туризм и рекреация

Социальный блок

Культура

Регионы России – субъекты Федерации

Библиография

Научная элита России

 

Военная организация Российской Федерации (ВО РФ) представляет собой совокупность силовых структур государства, обеспечивающих оборону, внешнюю и внутреннюю безопасность страны. В состав ВО входят различные вооружённые формирования и организации, предусмотренные федеральным законодательством. Деятельность всех элементов и структур ВО РФ осуществляется на основе Конституции РФ в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими законами РФ в области обороны и безопасности, а также нормативными правовыми актами Президента, Федерального собрания и Правительства РФ. Руководство строительством, подготовкой и применением ВО РФ осуществляет Президент РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ. Правительство РФ организует оснащение ВС вооружением, военной техникой, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории РФ в интересах обороны. В ВО РФ (на янв. 2002) входят: Вооружённые силы РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Железнодорожные и другие войска, а также военно-административные, военно-правовые органы и учреждения государства. Каждая силовая структура имеет свои ведомственные органы руководства и управления, однако в период военного времени или чрезвычайного положения функционирование ВО становится строго централизованным и единым. Ядром и основным элементом ВО являются Вооружённые силы.

Вооружённые силы РФ (ВС) составляют ядро и основу обороны и обеспечения военной безопасности страны и предназначены для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, для отражения агрессии и защиты от антиконституционных действий, противоправного вооружённого насилия, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России. ВС решают возложенные на них задачи в мирное и военное время с другими войсками, воинскими формированиями и органами РФ. ВС РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 7.5.1992, согласно которому в их состав были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения, входившие в ВС СССР и дислоцирующиеся на территории России, а также за её пределами и находящиеся под её юрисдикцией. С целью законодательного обеспечения строительства ВС РФ и других силовых структур государства были приняты законы «О безопасности» (1992), «Об обороне» (1996), «О статусе военнослужащих» (1998), «О воинской обязанности и военной службе» (1998). Президентом РФ утверждены «Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 г.» (1998). Принята «Концепция национальной безопасности РФ» и «Военная доктрина РФ» (2000).

ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды ВС, рода войск, тыл и в войска, не входящие в виды ВС. Видами ВС являются Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-морской флот (ВМФ). Родами войск являются: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН); Космические войска (КВ); Воздушно-десантные войска (ВДВ); а также в СВ – мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерия СВ, авиация СВ; в ВВС – бомбардировочная, истребительно-бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, военно-транспортная авиация, а также рода противовоздушной обороны – зенитно-ракетные и радиотехнические; в ВМФ – надводные и подводные силы, морская авиация, а также береговые войска с морской пехотой, береговыми ракетно-артиллерийскими войсками и войсками береговой обороны. В ВС РФ имеются специальные войска различного подчинения, Войска специального назначения и Тыл ВС. Специальные войска предназначены для выполнения специальных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности ВС. К ним относятся инженерные войска, войска связи, войска радиационной, химической и биологической защиты, радиотехнические части и топогеодезические подразделения. Некоторые виды ВС и рода войск имеют свойственные только им специальные войска, например инженерно-аэродромные части в ВВС. Войска специального назначения предназначены для ведения диверсионно-разведывательных, подрывных и специальных операций в тылу противника. Тыл ВС предназначен для тылового и технического обеспечения войск (сил). Он включает материальное, транспортное, инженерное, аэродромное, медицинское, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение. Виды ВС, рода войск, специальные войска и Войска специального назначения выполняют возложенные на них задачи с применением присущих только им средств вооружённой борьбы в тесном взаимодействии между собой.

Основой боевой мощи ВС РФ являются Стратегические ядерные силы, которые подразделяются на наступательные и оборонительные. К наступательным стратегическим силам относятся части, соединения и объединения межконтинентальных баллистических ракет с ядерным оружием, подводных лодок, оснащённых ядерными баллистическими ракетами, а также стратегической авиации. В стратегические оборонительные силы входят системы предупреждения о ракетно-ядерном нападении, а также силы и средства противокосмической и противоракетной обороны.

Руководство ВС осуществляет Верховный Главнокомандующий – Президент РФ. Управление ВС РФ и другими войсками осуществляют соответствующие руководители федеральных органов исполнительной власти. Министерство обороны РФ как федеральный орган исполнительной власти координирует деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обороны. Министерство обороны является центральным органом военного управления и состоит из главных и центральных управлений, самостоятельных управлений, служб, отделов, направлений и инспекций центрального подчинения. В Министерстве обороны образуется коллегия. Возглавляет коллегию министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Генеральный штаб ВС РФ является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления ВС, осуществляющим координацию деятельности других войск, воинских формирований и органов РФ. Основными задачами Генерального штаба являются: стратегическое планирование применения ВС, других войск и воинских формирований и органов; проведение оперативной и мобилизационной подготовки; поддержание боевой и мобилизационной готовности и др. Возглавляется начальником Генерального штаба, являющимся по должности 1-м заместителем министра обороны РФ.

Комплектование ВС РФ военнослужащими осуществляется в добровольном порядке (по контракту), а также на основе воинской обязанности граждан (по призыву). При этом применяется экстерриториальный принцип комплектования. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Срок военной службы для военнослужащих по призыву – 24 мес., для окончивших высшие учебные заведения – 12 мес. Срок прохождения службы по контракту определяется договором (контрактом). В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Штатная численность ВС в 2002 составляет около 1 млн чел. Офицерские кадры для ВС РФ готовятся в 7 военных академиях, 10 военных университетах, 37 военных институтах, а также на военных факультетах гражданских вузов и в военных училищах. Для обеспечения деятельности ВС РФ существует гражданский персонал Вооружённых сил, штатная численность которого устанавливается Правительством РФ, а перечень должностей – Министерством обороны РФ. Для мобилизационного развёртывания ВС создаётся запас военнообученных людских ресурсов.

Оперативно-стратегическим территориальным объединением ВС РФ являются военные округа, которые предназначены для выполнения в установленных для них границах оперативных, военно-административных, мобилизационных задач, задач территориальной обороны, а также тылового обеспечения войск (сил). Территория страны разделена на шесть военных округов: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Размещение ВС РФ может осуществляться при определённых обстоятельствах и за пределами границ государства для выполнения миротворческий функций, в т.ч. и в составе ВС ООН. Подобные акции осуществляются на основе международных договоров и с санкции Федерального собрания РФ.

В мирное время ВС содержатся в сокращённом составе. Их развёртывание в необходимых пределах может осуществляться с возникновением военной угрозы государству или с началом военных действий. При этом изменяется не только количество, но и структура ВС.

ВС РФ оснащены современным вооружением и военной техникой, которые подразделяются по принадлежности к определённому виду ВС или роду войск, по виду носителей или способу доставки к цели средства поражения (авиационное, корабельное, бронетанковое, артиллерийское, ракетное и др.).

Военное искусство и военное строительство ВС РФ направлено на решение задач предотвращения войны и поддержания их боевой мощи на уровне, достаточном для обороны страны и отпора агрессору. Геостратегические реалии кон. 20 – нач. 21 в. потребовали уточнения стратегии, оперативного искусства и тактики, характера и содержания военного строительства. Основными формами применения ВС и других войск являются стратегические операции, операции и боевые действия, совместные специальные операции (во внутренних вооружённых конфликтах), контртеррористические и миротворческие операции. В стратегии основное внимание уделяется стратегической обороне и контрнаступлению, в оперативном искусстве – разработке активных форм и способов ведения оборонительных операций, в тактике – совершенствованию способов удержания тактической зоны обороны, нанесения противнику урона, обеспечивающего переход в решительное контрнаступление и его разгром.

Общей тенденцией в военном строительстве является сокращение вооружений, численности войск, расходов на оборону, постепенный переход к высокопрофессиональным армии и флоту, имеющим оружие высоких технологий. Значительно усиливается правовая регламентация функционирования ВС и контроль над их деятельностью со стороны общества.

Министры обороны ВС РФ: Б.Н. Ельцин (март–май 1992), П.С. Грачёв (1992–96), И.Н. Родионов (1996–97), И.Д. Сергеев (1997–2000), С.Б. Иванов (с 2001); начальники Генерального штаба ВС РФ: В.П. Дубынин (1992), М.П. Колесников (1992–96), В.Н. Самсонов (1996–97), А.В. Квашнин (с 1997).

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики в сфере защиты государственной границы, территории моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Образована 30.12.1993 как государственный орган руководства пограничными войсками (ФПС – Главкомат пограничных войск РФ), с 30.12.1994 – ФПС РФ. Возглавляет единую централизованную систему, включающую: органы пограничного контроля; орган внешней разведки, оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению безопасности системы ФПС России, органы пограничной стражи и другие органы; пограничные войска; военные образовательные учреждения, а также предприятия и другие организации. Органы и войска ФПС охраняют государственную границу на суше, море, реках, озёрах и иных водоёмах, в пунктах пропуска через государственную границу. Во главе ФПС находится директор, который является также главнокомандующим пограничными войсками: А.И. Николаев (1993–97), К.В. Тоцкий (с 1998). C 2003 в составе ФСБ.

Министерство внутренних дел РФ (МВД) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Система Министерства внутренних дел РФ включает внутренние войска, МВД субъектов Федерации, главные управления, управления и отделы внутренних дел. В центральный аппарат МВД входят: Главный штаб; главные управления внутренних дел на транспорте; Государственная инспекция по безопасности дорожного движения (ГИБДД); командования внутренними войсками, обеспечения общественного порядка, уголовного розыска и др.; управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, собственной безопасности, паспортно-визовое, информации и общественных связей, международного сотрудничества и др.; центральное бюро Интерпола; следственный комитет. Министры: В.Ф. Ерин (1992 –95), А.С. Куликов (1995–98), С.В. Степашин (1998–99), В.Б. Рушайло (1999–2000), Б.В. Грызлов (с 2001).

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере обеспечения безопасности государства и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности по осуществлению контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также борьбы с преступностью. Свою историю ведёт от Комитета государственной безопасности СССР (КГБ СССР). В окт. 1991 на базе КГБ СССР созданы Межреспубликанская служба безопасности СССР и Агентство федеральной безопасности РСФСР; в янв. 1992 – Министерство безопасности РФ, 21.12.1993 – Федеральная служба контрразведки (ФСК) РФ, которая 3.4.1995 переименована в Федеральную службу безопасности РФ. Включает департаменты: контрразведки; по борьбе с терроризмом; анализа, прогноза и стратегического планирования; по организационно-кадровой работе; обеспечения и другие подразделения. Создаёт территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках (особые отделы), вместе с которыми образует единую централизованную систему органов ФСБ. Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляет Президент РФ, органы законодательной, исполнительной и судебной власти на основании закона РФ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Возглавляется директором. Директора: С.В. Степашин (1995), М.И. Барсуков (1995–96), Н.Д. Ковалёв (1996–98), В.В. Путин (1998–99), Н.П. Патрушев (с авг. 1999).

Служба внешней разведки (СВР) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разведывательную деятельность в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. Образована 18.12.1991 на основе Первого Главного управления Комитета государственной безопасности СССР. Включает: добывающий аппарат; аналитические и оперативно-технические подразделения; систему подготовки кадров, научно-исследовательские учреждения, обеспечивающие и вспомогательные службы. Директора: Е.М. Примаков (1991– 96), В.И. Трубников (1996–2000), С.Н. Лебедев (с 2000).

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование, информационную безопасность и развитие технологической основы системы управления страной и вооружёнными силами. Основные направления деятельности: правительственная связь и иные виды специальной связи; криптографическая защита информации; специальное информационное обеспечение государственных органов. Образовано 24 декабря 1991 в результате реорганизации соответствующих органов КГБ СССР и служб Совета Министров СССР. Включает: Главное управление правительственной связи, войска правительственной связи, научные, технические подразделения и др. Генеральные директора: А.В. Старовойтов (1991–98), В.П. Шерстюк (1998– 1999), В.Г. Матюхин (1999 – 2003). С 459 2003 органы ФАПСИ включены в ФСБ и Министерство обороны.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) – федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Образовано 10.12.1994 на базе Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). В систему МЧС входят: органы управления, войска Гражданской обороны; поисково-спасательная служба; Государственная противопожарная служба (до 1.1.2002 входила в Министерство внутренних дел РФ), центры управления в кризисных ситуациях, специального назначения, наблюдения и лабораторного контроля, экстренной радиационной медицины, стратегических исследований и др., а также аэромобильный спасательный отряд, агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях и др. учреждения и организации. Министр С.К. Шойгу (с 1994).

Железнодорожные войска – специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. Состоят из соединений и различных специализированных частей. С 1995 – находятся в ведении Федеральной службы железнодорожных войск. Руководство железнодорожными войсками осуществляет командование через Штаб железнодорожных войск.