Здравоохранение

   

 

Общие сведения о стране

Природа

Население

История России

Государственный строй

Президент РФ

Военная организация Российской Федерации

Современные политические партии и политическая элита РФ

Религиозные организации

Экономика

Состояние окружающей среды и охрана природы

Наука

Образование

Издательское дело. СМИ

Телевизионное и радиовещание

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Туризм и рекреация

Социальный блок

Культура

Регионы России – субъекты Федерации

Библиография

Научная элита России

 

На территории России элементы здравоохранения существовали ещё у древних славян: проводились санитарная очистка населённых мест, захоронение умерших во время эпидемий, а также павших в боях. С распространением христианства, в отличие от стран Западной Европы, государство не стояло в стороне от церковной благотворительности, а напротив, юридически и финансово укрепляло её. Так, бесплатное лечение и призрение больных, убогих, вдов и сирот, управление больницами и банями были возложены на церковь. Проблема финансового обеспечения этой деятельности была решена после введения Ярославом Мудрым в 1096 специального налога – десятины в пользу бедных, сирот и больных. О несомненных успехах в деле санитарного благоустройства в 11–12 вв. свидетельствуют, в частности, археологические находки в Новгороде, Пскове и других городах. С 12 в., в период княжеских междоусобиц и последующего монголо-татарского нашествия, развитие здравоохранения на Руси приостановилось. Только после ликвидации раздробленности и зависимости от Орды и образования централизованного Московского государства наметились некоторые сдвиги в развитии здравоохранения.

В 15–16 вв. были регламентированы меры борьбы с эпидемиями, обращено внимание на благоустройство городов, предприняты первые шаги по медицинскому обеспечению войска, открылась первая придворная аптека (1581), учреждена Аптекарская палата, ведавшая придворными врачебными делами; вскоре это учреждение было реорганизовано в Аптекарский приказ – первый орган управления медицинским делом в государстве, который просуществовал почти полтора столетия и положил начало преимущественно государственному характеру здравоохранения в России.

Реформаторская деятельность Петра I (кон. 17 – 1-я четв. 18 в.) включала коренные преобразования в области медицинского дела. Была создана система медико-санитарного обеспечения армии, значительно увеличилось число врачей, лечебных и аптечных учреждений, изданы многочисленные законодательные акты, касающиеся противоэпидемических мероприятий, организации медико-санитарного дела, регламентации медицинской практики и др. В Москве (1707), С.-Петербурге и других городах были открыты военные госпитали и при них госпитальные школы, что положило начало системе подготовки отечественных медицинских кадров. Для управления медико-санитарным делом была организована Медицинская канцелярия (1721). На государственных заводах, начиная с Ижорского (1717), создавались для рабочих «избы для скорбящих» с лекарем и аптекой (больные содержались за счёт вычета у рабочих 1% заработка, а также штрафных сумм и пожертвований), что стало началом т.н. фабрично-заводской медицины, которая в то время не могла ещё получить широкого распространения. В течение всего 18 в. деятельность государства в области здравоохранения была направлена на борьбу с эпидемиями, на расширение сети лечебных учреждений в городах и увеличение численности медицинских кадров. Если в начале 18 в. в России имелось 150 врачей, то к 1802 только на государственной службе состояло 1519 врачей. Во 2-й пол. 18 в., при императрице Екатерине II, Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию во главе с президентом из числа придворных сановников. Как орган государственного управления она призвана была осуществлять наблюдение за медицинской помощью населению, руководить подготовкой медицинских кадров, контролировать деятельность государственных и частных аптек, а также рассматривать и оценивать научные труды российских врачей. Основной заботой коллегии была борьба с непрекращающимися эпидемиями. В кон. 18 в. были учреждены Приказы общественного призрения, в функции которых входила организация медицинской помощи, в частности надзор за работой больниц в городах. В период реформ, проводившихся в начале царствования Александра I, Медицинская коллегия была упразднена (1803) и управление медико-санитарным делом передано в ведение Министерства полиции (затем внутренних дел), где был образован Медицинский департамент с научно-медицинским органом при нём – Медицинским советом. Главным направлением деятельности Медицинского департамента стал врачебный и санитарный контроль, обеспечением же медицинской помощи населению занимались различные ведомства, причём координация деятельности этих ведомств 655 отсутствовала. В условиях крайнего недостатка медицинских кадров и лечебных учреждений такая децентрализация руководства здравоохранения неблагоприятно сказалась на развитии медицинской помощи населению.

Первой в истории специальной медико-санитарной организацией, предназначенной для оказания медицинской помощи сельскому населению, стала земская медицина. С 1864 в 34 губерниях было введено земское самоуправление. Хотя губернские и уездные земские учреждения не имели достаточных административных полномочий и материальных средств, они много сделали для развития здравоохранения во многих сельских районах России. Это связано прежде всего с тем, что в работе земских учреждений активно участвовала передовая русская интеллигенция. Только самоотверженности и бескорыстию её представителей земская медицина обязана своими успехами. Несомненными достижениями земской медицины стали: создание системы внебольничной (преимущественно фельдшерской) помощи сельскому населению; введение бесплатной медицинской помощи крестьянам в ряде земств; расширение сети больниц и определённое приближение стационарной врачебной помощи к сельскому населению; организация борьбы с эпидемическими болезнями; создание земских санитарных бюро и проведение глубоких санитарно-статистических исследований; разработка и внедрение метода участковости. Однако ограниченные материальные, правовые и кадровые возможности не позволили земской медицине решить такие кардинальные вопросы здравоохранения, как организация общедоступной лечебно-профилактической помощи сельскому населению, родовспоможение и медицинское обслуживание детского населения, санитарное благоустройство сельских населённых пунктов и др.

В 1880-х гг. в связи с реформой городского самоуправления получила развитие городская медицина. В ведение органов городского самоуправления в области здравоохранения входили строительство лечебных учреждений и руководство ими, организация и проведение противоэпидемических мероприятий и санитарное благоустройство городов. Городским думам предоставлялось право издавать постановления, касающиеся противоэпидемических мер, санитарной охраны воды, санитарных условий в помещениях для продажи пищевых продуктов, санитарного состояния фабричных и ремесленных заведений и др. Однако законом не устанавливалась определённая ответственность за невыполнение этих постановлений; кроме того, право издавать санитарные постановления было весьма ограничено общим правовым положением органов городского самоуправления, стеснённых в своей деятельности постоянным административным вмешательством полицейских властей. Городская медицина практически не выполнила возложенных на неё задач.

В кон. 19 в. неоднократно поднимался вопрос о создании самостоятельного центрального органа управления здравоохранением на правах министерства во главе с министром-врачом. Вопрос этот широко обсуждался в медицинской печати, на Пироговских съездах. В 1904 вместо Медицинского департамента в Министерстве внутренних дел были созданы Управление главного врачебного инспектора и Отдел народного здравия и общественного призрения, вошедший в состав Главного управления по делам местного хозяйства. Однако эта реформа не способствовала эффективности управления здравоохранением страны, как и закон о больничных кассах (1912), который не решил проблем социального страхования и оказания медицинской помощи рабочим. По настоянию Государственной думы в 1912 была создана межведомственная комиссия по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. Комиссия под руководством Г.Е. Рейна собрала большой материал о состоянии здравоохранения в России и высказалась за создание государственного органа управления здравоохранением на правах министерства; это предложение было реализовано только в сентябре 1916; при этом Главное управление государственного здравоохранения просуществовало лишь до Февральской революции 1917.

После 1917 начался новый этап развития здравоохранения, характеризовавшийся коренным реформированием всего медико-санитарного дела. В 1918 создана единая государственная система здравоохранения, объединившая существовавшие ранее системы и формы российской медицины под руководством Наркомата здравоохранения – фактически первого в мире министерства здравоохранения, которое возглавил Н.А. Семашко. Государственная система здравоохранения в СССР во многом продолжала и развивала традиции самобытной системы земской медицины, а также городской, фабрично-заводской, железнодорожной, военной, страховой медицины и др. В частности, были использованы такие основополагающие принципы, как бесплатность и общедоступность медицинской помощи, профилактическое направление, участие населения в мероприятиях по охране здоровья.

Профилактическое направление здравоохранения стало наиболее характерной чертой системы охраны и укрепления здоровья населения. Об этом свидетельствовали декреты о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом, о мерах борьбы с эпидемиями, об обязательном оспопрививании, о санитарной охране жилищ и др. Сразу после окончания Гражданской войны был выдвинут лозунг: «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта», подразумевавший оздоровление не только условий производства, но и быта трудящихся. В сер. 1920-х гг. были разработаны основные теоретические положения диспансеризации, в последующем созданы новые виды лечебно-профилактических учреждений – специализированные диспансеры (туберкулёзные, психоневрологические, наркологические, венерологические), ночные и дневные санатории, профилактории, введено диспансерное обслуживание рабочих крупных промышленных предприятий. Диспансерное наблюдение матери и ребёнка стало осуществляться в детских и женских консультациях, консультативных объединениях и др.

К 1922 в дополнение к существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто ещё 16. Позднее медицинские факультеты были преобразованы в самостоятельные медицинские институты (1930). Осуществляя принцип единства медицинской науки и практики, непосредственно связанный с государственным характером здравоохранения, государство, несмотря на экономические трудности 1920-х гг., находило силы и средства для развития приоритетных научных направлений. В 1920 был организован Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ) – первое комплексное научно-исследовательское учреждение страны, объединившее 7 институтов (питания, контроля вакцин и сывороток, микробиологический, тропический, биохимический, экспериментальной биологии и санитарно-гигиенический).

В это же время сформировался «классовый подход» к медицинскому обслуживанию населения. В соответствии с принятым на вооружение Наркомздравом лозунгом «Лицом к производству» на повестку дня был поставлен вопрос о преимущественном медицинском обслуживании индустриальных рабочих крупных промышленных центров, а также тружеников села. Это особо подчеркивалось в постановлении «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян» (1929). Рациональная организация медицинской помощи стала рассматриваться как фактор подъёма производительности труда, снижения потерь рабочего времени. Ведущая роль в этих условиях отводилась здравпунктам, на которые возлагалось не только оказание первой медицинской помощи, но и проведение широких профилактических мероприятий на производстве. Активное вовлечение женщин в сферу промышленного и сельскохозяйственного производства потребовало от органов здравоохранения изыскания новых форм работы учреждений охраны материнства и младенчества. В 1920-е гг. в городах, а в 1930-е гг. в сельских районах начали организовываться ясли удлинённого дня, передвижные ясли в поле для детей грудного возраста, детские пищевые станции. С 1939 на промышленных предприятиях создавались медико-санитарные части, оснащённые оборудованием и медикаментами, необходимыми для лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы.

Одновременно выросло число сельских врачебных участков.

К кон. 1930-х гг. в стране резко возросло число стационаров и количество коек. Заметные успехи были достигнуты в борьбе с социальными болезнями. Система выявления, учёта и лечения больных способствовала снижению заболеваемости туберкулёзом, венерическими болезнями, их раннему выявлению и эффективному лечению, резкому сокращению числа больных тяжёлыми формами. Были созданы материально-техническая база здравоохранения и медицинская промышленность, подготовлены кадры врачей и средних медицинских работников, больших успехов достигла медицинская наука. Вместе с тем дальнейшему развитию здравоохранения серьёзно мешали экономические трудности; негативно сказывались последствия массовых репрессий.

В годы Великой Отечественной войны 1941–45 существенно изменились задачи здравоохранения: главными из них стали медицинская помощь раненым, широкие противоэпидемические мероприятия, охрана здоровья детей, медицинское обслуживание тружеников тыла. Была создана система лечения раненых и больных воинов, организована широкая сеть эвакуационных госпиталей. Впервые в истории отечественной медицины на базе этапного лечения с эвакуацией по назначению была осуществлена чёткая система оказания специализированной медицинской помощи в соответствующих профилированных госпиталях. На промышленных предприятиях увеличилось число медико-санитарных частей, выросло количество детских медицинских учреждений. Санитарно-профилактическая служба поставила действенную преграду на пути возникновения эпидемий инфекционных болезней. Большая роль в решении этих проблем в тяжёлые военные годы принадлежала крупным организаторам здравоохранения – Г.А. Митереву, Е.И. Смирнову, А.Ф. Третьякову и др. Были найдены эффективные способы лечения вяло заживающих ран (В.П. Филатов, А.А. Богомолец), разработаны отечественные антибиотики (З.В. Ермольева и др.), внедрена новая методика лечения травм нервной системы и т. д. Была учреждена Академия медицинских наук СССР (1944), объединившая деятельность ведущих научных институтов страны; первым её президентом стал известный хирург, учёный, организатор науки Н.Н. Бурденко. Медицинские работники спасли жизнь и восстановили здоровье миллионов солдат и офицеров; в строй были возвращены св. 72% раненых и 90% больных. Низкая летальность среди раненых, предотвращение эпидемий в действующей армии – таковы итоги деятельности военного здравоохранения.

В послевоенные годы Народные комиссариаты здравоохранения СССР и РСФСР реорганизованы в Министерства здравоохранения (1946); было проведено объединение амбулаторно-поликлинических учреждений с больницами (1947–49), что способствовало укреплению материально-технической базы и преемственности медицинской помощи; начала складываться система организации медицинской помощи сельскому населению. Быстрыми темпами развивалась санитарно-эпидемиологическая служба, уже в 1946 число санитарно-эпидемиологических станций по сравнению с 1940 удвоилось, а к 1950 возросло примерно в 2,5 раза, усилилась работа по охране источников водоснабжения, воздушного бассейна и почвы, по согласованию с органами здравоохранения проектов промышленного и гражданского строительства.

1950-е гг. ознаменовались рядом важных научных открытий, способствовавших совершенствованию здравоохранения. В частности, были разработаны и начали применяться хирургические методы лечения пороков сердца, завершена работа по ликвидации малярии как массового заболевания. Были предложены новые методы консервирования крови, оригинальные кровезаменители, вакцины и сыворотки для профилактики и лечения ряда инфекционных болезней, разработаны методы использования в медицинской практике радиоактивных изотопов, заложены основы космической медицины. Создавались крупные больницы (на 600 коек и более), развивалась специализированная медицинская помощь. Однако недостаток финансирования ограничивал строительство лечебных учреждений. В центре внимания продолжала оставаться амбулаторно-поликлиническая служба, стали сближаться уровни организации сельского здравоохранения и здравоохранения в городах. Ускорились темпы взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов интеграции и дифференциации медицинских знаний. В практическом здравоохранении это сказалось, в первую очередь, на дифференциации терапевтической службы и выделении в самостоятельные специальности кардиологии, ревматологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии и др. Приоритетным направлением в здравоохранении страны стала охрана материнства и детства. В основу оказания лечебно-профилактической помощи детям был положен принцип этапности: поликлиника – стационар – санаторий. В крупных городах были открыты специализированные родильные дома для лечения беременных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, резус-конфликтом, а также для профилактики и ведения преждевременных родов. Широкое распространение получили специализированные отделения для беременных женщин с инфекционными заболеваниями. В целях приближения медицинской помощи к сельским жительницам были созданы смотровые кабинеты в поликлиниках, в районных и городских больницах, выездные женские консультации и т.п. Быстро развивались такие виды специализированной помощи, как детская хирургия, ортопедия, травматология, оториноларингология, офтальмология, неврология. В основах законодательства о здравоохранении (приняты в 1969) были сформулированы права и обязанности государственных органов, общественных организаций и граждан в деле охраны здоровья.

Рис. Онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН. Москва

В сельской местности в эти годы происходила существенная реорганизация медицинской помощи населению – повсеместное создание центральных районных больниц, организация в них специализированных отделений (терапевтических, хирургических, педиатрических и др.). Процесс специализации медицинской помощи коснулся также и амбулаторно-поликлинических учреждений, но попытки расширения амбулаторной помощи и её специализации часто сопровождались необоснованным разрушением структуры первичной медицинской помощи на селе (фельдшерско-акушерских пунктов, колхозных родильных домов и пр.).

Рис. Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Старое и новое здания Центральной научно-исследовательской лаборатории

В 1970-е гг. вступили в строй сотни новых амбулаторно-поликлинических учреждений (более чем на 500 посещений в смену), было начато строительство крупных многопрофильных больниц мощностью 1000 коек, больниц скорой помощи на 800–900 коек с отделениями реанимации, крупных онкологических диспансеров и др. Основными учреждениями, оказывающими высококвалифицированную помощь сельскому населению, стали центральные районные больницы. К этому же времени относится создание в Москве крупных научных лечебно-диагностических центров – онкологического, кардиологического, акушерства и гинекологии, аллергологического, артрологического, хронического гемодиализа, открытие новых научно-исследовательских институтов (пульмонологии, гастроэнтерологии и др.) в крупнейших городах страны.

Служба здравоохранения проводила огромную профилактическую работу, охватывая диспансерным наблюдением большие контингенты здоровых людей. Расширялись профилактические осмотры с целью выявления и своевременного лечения предболезненных состояний и ранних стадий заболеваний, в т.ч. злокачественных опухолей. На базе крупных многопрофильных больниц началось создание диагностических центров, с современным лечебно-диагностическим оснащением и квалифицированными врачами-специалистами. В этих условиях серьёзное значение приобретали вопросы оптимизации структуры сети больниц и поликлиник, рационального использования коечного фонда, его научно обоснованной профилизации с учётом реальных потребностей, а также обеспечение преемственности лечения больного в поликлинике и стационаре, увеличение объёма диагностических и лечебных функций поликлиник, улучшение организационных форм лечебно-профилактической помощи. Прогресс здравоохранения в эти годы был непосредственно связан со специализацией, отражавшей основную закономерность развития медицины. Однако дальнейшая специализация требовала создания определённых условий, соответствующих организационных форм и значительных материальных затрат, не всегда возможных в условиях финансирования здравоохранения по «остаточному принципу».

В нач. 1980-х гг. перед Министерством здравоохранения была поставлена масштабная задача – охватить диспансерным наблюдением всё население страны. Однако со временем стало ясно, что в стране нет ни сил, ни средств для перехода к всеобщей диспансеризации, её эффективность не была достаточно обоснована и от реализации этой идеи в полном объёме пришлось отказаться. По обеспеченности врачебными кадрами к 1980 СССР занимал первое место в мире (38,3 врача на 10 тыс. чел.), но сохранялась диспропорция между врачебными и средними медицинскими кадрами, которых было 116,3 на 10 тыс. чел.; довести это соотношение до запланированного уровня 1:4 так и не удалось. Сеть медицинских училищ расширялась медленно, мало что делалось для улучшения системы усовершенствования средних медицинских кадров.

С кон. 1970-х гг. здравоохранение стало испытывать трудности, связанные прежде всего с недостаточным финансированием и возникавшими из-за этого различными негативными явлениями; было отмечено ухудшение состояния здоровья населения. Существенно уменьшился естественный прирост населения – до 4,9 в 1980 (в 1975 – 5,0), прежде всего за счёт роста показателя смертности – до 11,0 (в 1975 – 9,8); ожидаемая продолжительность предстоящей жизни снизилась до 67,61 года. Стала очевидной необходимость реформирования здравоохранения.

В нач. 1980-х гг. началась разработка и реализация ряда государственных целевых комплексных научно-технических программ по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, основными заболеваниями матери и ребёнка, по разработке и внедрению в клиническую практику методов реконструктивной и восстановительной хирургии, трансплантации, созданию аппаратов, выполняющих функции отдельных органов, разработке медицинских приборов и аппаратов, изысканию новых лекарственных средств и др. Реализация этих программ тормозилась в связи с отсутствием решения целого ряда накопившихся экономических и организационных проблем.

Общий кризис социально-экономической системы страны особенно сильно ударил по здравоохранению. Требованием времени было изменение системы финансирования с использованием экономических методов управления здравоохранением, более широким привлечением как государственных, так и частных структур, укрепление первичного звена здравоохранения, борьба за повышение доверия к медицине, к врачу. Во 2-й пол. 1980-х гг. в здравоохранении началась серьёзная реформа, ориентированная на более активное использование экономических методов управления, повышение уровня экономической подготовки руководителей, осознание ими необходимости серьёзных структурных изменений в системе здравоохранения страны.

Разработанная в 1990–91 программа реформирования предусматривала принципиальное изменение самого подхода: место экстенсивных, количественных оценок в здравоохранении должны были занять интенсивные, качественные показатели. Одновременно были заложены основы перехода к обязательному медицинскому страхованию, развитию более гибких систем государственного регулирования статуса и взаимоотношений всё более самостоятельно действующих органов, учреждений здравоохранения и множества вновь возникших организаций и других субъектов здравоохранения.

С распадом СССР реализация этой программы была остановлена. В новых условиях органы здравоохранения сделали всё возможное, чтобы сохранить бесперебойное функционирование медицинских учреждений в условиях кризиса в здравоохранении, который выразился в снижении качества медицинской помощи, ослаблении профилактической работы, росте заболеваемости и смертности населения, сокращении научных медицинских исследований, нарастании недовольства населения уровнем доступности медико-санитарной помощи. Декларированными принципами реформы в этот период были децентрализация управления и демонополизация государственного сектора здравоохранения, многоукладность системы здравоохранения, многоканальность финансирования, внедрение рыночных механизмов. Повсеместно внедрявшееся обязательное и добровольное медицинское страхование в значительной степени изменило управление, финансирование, отчётность, контроль и взаимоотношения с пациентом. Однако ожидавшихся положительных перемен в здравоохранении не произошло. В системе здравоохранения не удалось обеспечить рациональное разграничение полномочий и координацию действий властных структур разного уровня. Необоснованно снизилась роль федеральных органов управления здравоохранением, по-прежнему отсутствовала чёткая, научно-обоснованная стратегия развития отрасли.

Рис. НИИ Кардиохирургии им. В.И. Бураковского Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН. Москва

Трудности в сфере здравоохранения усугублялись сложной демографической ситуацией. В течение небольшого промежутка времени, несвойственного для обладающих высокой степенью инертности медико-демографических процессов, рождаемость по сравнению с достаточно благополучными уровнями предыдущих лет снизилась почти вдвое (1985 – 16,6; 1990 – 13,4; 1995 –9,3 на 1 тыс. населения) и в дальнейшем сохранила свои значения практически без изменений. Смертность за тот же промежуток времени возросла почти в 1,5 раза (с 11,3 в 1985 до 15,0 в 1995) и также осталась без существенных изменений. В России впервые за всю послевоенную историю развилось состояние депопуляции: за счёт превышения смертности над рождаемостью страна стала стремительно терять население. В результате за 1992–2000 гг. снижение численности населения имело место в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Характерен рост смертности трудоспособного населения, который обусловлен преимущественно причинами, выходящими за пределы ответственности здравоохранения и являющимися полем деятельности социальных служб, правоохранительных и других органов и т. д. (убийства, самоубийства, дорожно-транспортные происшествия, случайные отравления алкоголем и т.п.).

Вместе с тем происшедшие изменения были вызваны не только кризисными явлениями в экономике и общественно-политической жизни страны, но и пришедшимися на этот отрезок времени проявлениями долговременных тенденций популяционных процессов, имеющих силу закономерностей естественно-научного характера. Особую роль играли последствия влияния на народонаселение утрат, понесённых в ходе двух мировых войн и других социально-экономических эксцессов большой силы, нарушивших эволюционное развитие популяционных процессов.

За последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос на 9%, общей заболеваемости населения – на 15%. Наиболее распространёнными видами заболеваний в РФ являются болезни органов дыхания (в первую очередь, острые респираторные вирусные инфекции), травмы и отравления, болезни нервной системы и органов чувств. Заболеваемость некоторыми ранее распространёнными инфекционными болезнями в последние годы существенно снизилась. В частности, заболеваемость брюшным тифом и паратифами уменьшилась с 8,2 тыс. случаев в год в 1970 до 0,3 тыс. случаев в 2000, скарлатиной – с 302 тыс. до 97,2 тыс., гриппом – с 16,4 млн до 4,3 млн, острыми кишечными инфекциями – с 1,3 млн до 750,7 тыс., корью – с 274,4 тыс. до 4,8 тыс.

Заболеваемость населения по основным классам болезней в 1999–2000 (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни)

 

Всего, тыс. человек

На 1 тыс. населения

1999

2000

1999

2000

Все болезни, в т.ч.:

103069

106328

710,0

735,7

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

6525

6448

44,9

44,6

Новообразования

1185

1226

8,2

8,5

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

507

551

3,5

3,8

Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ

1170

1234

8,1

8,5

Болезни нервной системы

2383

2227

16,4

15,4

Болезни глаза и его придаточного аппарата

4412

4638

30,4

32,1

Болезни уха и сосцевидного

3045

3191

21,0

22,1

Болезни системы кровообращения

2356

2483

16,2

17,2

Болезни органов дыхания

44055

46170

303,5

319,5

Болезни органов пищеварения

4931

4698

34,0

32,5

Болезни кожи и подкожной клетчатки

6279

6407

43,3

44,3

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

4269

4452

29,4

30,8

Болезни мочеполовой системы

5288

5470

36,4

37,8

Беременность, роды и послеродовой период

2104

2085

53,2

53,7

Врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

211

214

1,5

1,5

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

12261

12544

84,5

86,8

В 1990-е гг. сильно увеличилась заболеваемость т.н. инфекционными болезнями социального неблагополучия и болезнями, передаваемыми половым путём. Так, заболеваемость туберкулёзом возросла в 1970–2000 с 34,2 до 90,0 больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулёза на 100 тыс. населения. Заболеваемость педикулёзом в 1990-е гг. фиксировалась на уровне ок. 250 тыс. случаев в год. Заболеваемость сифилисом возросла с 18 тыс. до 270 тыс. впервые выявленных случаев в год. По состоянию на 1.1.2001 число ВИЧ-инфицированных в стране достигло 83 054 чел. (в т.ч. 1135 детей), больных СПИДом –431 чел. (в т.ч. 133 ребёнка). Ежегодно заболевает злокачественными новообразованиями (раком) более 400 тыс. чел., из них более 3 тыс. детей. За 1995–2000 гг. на 21% возросла первичная регистрация лиц с психическими расстройствами. Численность больных, состоящих на учёте в лечебно-профилактических учреждениях в связи с алкоголизмом, достигла максимума в 1985 (2,8 млн чел.). В 1998 на учёте состояло 2,2 млн чел. Число вновь выявленных лиц, страдающих алкоголизмом и алкогольными психозами, в 1998 составило 161,6 тыс. чел. Серьёзной проблемой остаётся распространённость бытового пьянства. Численность больных наркоманией по состоянию на июнь 2000 составляет 260 тыс. чел., или 181 на 100 тыс. населения, увеличившись по сравнению с 1970 в 25 раз. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в два раза выше, чем среди всего населения. Растёт доля наркоманов-женщин.

Состояние здоровья новорождённых, детей и подростков в 1990-е гг. также ухудшилось. Так, из общего числа новорождённых в 1998 здоровыми родилось только 64% (в 1970 – 92%). Наблюдается рост общей заболеваемости детей и подростков практически по всем классам болезней. Значительно возросло число детей и подростков с выявленными дефектами речи (1975 – 306 тыс. чел., 1998 –721 тыс. чел.), нарушениями осанки (685 тыс. чел. и 1,5 млн чел. соответственно). Число детей, у которых выявлено понижение остроты зрения, сохраняется на уровне 1,5 млн впервые установленных случаев ежегодно. При этом сохранились и получили развитие сложившиеся системы профилактики заболеваемости, в первую очередь, система диспансерного наблюдения беременных женщин, детей, подростков и взрослых. Профилактическими осмотрами населения охватывается 40–45 млн чел. ежегодно (85–90% лиц, подлежащих осмотрам). Прививками против туберкулёза, дифтерии, коклюша, полиомиелита, кори, эпидемического паротита охвачено 88–95% детей, состоящих на учёте в лечебно-профилактических учреждениях. Младенческая смертность снизилась с 17,4 на 1000 родившихся в 1990 до 15,3 в 2000. Несколько снизились, хотя и остались очень высокими, показатели перинатальной смертности. Материнская смертность составила 42,6 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми. Число абортов (включая мини-аборты) устойчиво сокращается и составило в 1999 2,2 млн (в 1970 – 4,8 млн). Данные о заболеваемости населения см. в таблице.

В нач. 1990-х гг. в РФ был принят широкий подход к понятию инвалидности как к нарушению здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами и приводящим к ограничению жизнедеятельности, в то время как ранее при установлении инвалидности исходили прежде всего из факта утраты трудоспособности. В этой связи численность лиц, официально признанных инвалидами, существенно возросла и достигла в 1999 10,1 млн чел. Из общего числа лиц, которым устанавливается инвалидность (ежегодно в среднем 1,1 млн чел.), 12% имеют инвалидность первой группы, 65% – второй группы, 23% – третьей группы. Около 50% инвалидов – лица в трудоспособном возрасте. Численность детей-инвалидов составляет 675,4 тыс. чел. Наиболее распространённые причины установления инвалидности – болезни системы кровообращения (46% случаев) и злокачественные новообразования (12%). В РФ действует 943 дома-интерната для престарелых и инвалидов-взрослых, а также 157 домов-интернатов для инвалидов-детей. Численность проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов-взрослых составляет 205 тыс. чел., инвалидов-детей – 30 тыс. чел.

Финансовый кризис 1998 усугубил негативные проявления в системе здравоохранения России. Стал отмечаться рост платности в оказании медицинской помощи. Ухудшение финансирования медицинских учреждений привело к резкому снижению средств, расходуемых населением на приобретение подорожавших медикаментов. Формирование российского фармацевтического рынка продолжает осуществляться за счёт вымывания более дешёвых отечественных препаратов, изделий медицинской техники и их не всегда оправданного замещения на дорогостоящие импортные. К началу 21 в. здравоохранение находилось в затянувшемся состоянии реформы, а также структурных преобразований, нуждающихся в экономической поддержке, и с большими трудностями обеспечивало доступность медицинской помощи для основной части населения страны.

В 1990-е гг. произошло стихийное формирование методов управления на региональном уровне со всеми негативными последствиями такого процесса, поскольку региональные органы здравоохранения в профессиональном отношении оказались недостаточно подготовленными к самоуправлению. Ликвидация жёсткого тотального контроля деятельности здравоохранения из единого центра не только не устранила, но ещё больше обозначила проблему ответственности государственной власти всех уровней за эффективность деятельности системы охраны здоровья населения, которая должна определяться законодательным путём.

На фоне относительной стабилизации социально-экономической ситуации в стране, в кон. 20 – нач. 21 вв. в здравоохранении наметились некоторые положительные тенденции. В условиях формирования конкурентной среды существенно снизилась господствующая роль производителя медицинских услуг и возросли роль пациента и внимание к его запросам. Централизованное планирование здравоохранения трансформировалось в разработку политики в области охраны здоровья населения с акцентом на государственное регулирование и обеспечение качества медицинской помощи. Ближайшие задачи здравоохранения: установление оптимальных взаимоотношений между процессами централизации и децентрализации, автономным управлением и государственным регулированием, общественным и частным владением, между финансированием ресурсов и финансированием медицинских потребностей и нужд. Это должно привести к поступательному и стабильному развитию здравоохранения, призванному в новых политических и экономических условиях активно влиять на поддержание и укрепление здоровья населения.

Об экономических основах организации современного здравоохранения РФ см. также в подразделе «Экономика социальной сферы».