ФЕДЕРАЛИЗМ. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   

Приморский край

   

Приморский край расположен на юго-вост. окраине России, в самой юж. части Дальнего Востока. Входит в Дальневосточный федеральный округ. На Ю. и В. омывается Японским морем, на С.граничит с Хабаровским краем, на З. – сКитаем (протяжённость гос. границы ок. 1 тыс. км), на Ю.-З. – небольшой участокграницы с КНДР (17 км). В состав П.к. входят многочисленные о-ва (Русский, Попова, Аскольд и др.). Пл. края 165,9 тыс. км2 (ок. 1% пл. РФ). Нас. 2019,5 тыс. чел. (2006). Адм. центр – г. Владивосток.

В составе П.к. 24 адм. района, 12 городов, 31 посёлок городского типа, 226 сельскихадминистраций.

Высшие органы исполнительной и законодательной власти – Администрация Приморского края во главе с губернатором и Законодательное собрание.

Природа. Р е л ь е ф. Большую часть П.к. занимает горная система Сихотэ-Алинь (абсолютные высоты – 500–1700 м; относительные превышения – 200–400 м; максимальная отметка в горах Пржевальского на водоразделе рек Уссури и Извилинка – г. Облачная – 1854 м). Горные хребты сокруглыми вершинами и пологими склонами простираются с Ю.-З. на С.-В. и уходят на терр. Хабаровского края. Общее простирание хребтов совпадает с направлением береговой линии Японского моря. В Сихотэ-Алине насчитывают до 8 параллельных горных цепей, но ни одна из них не имеет отчетливых контуров; каждая цепь прорезается глубокими долинами рек.

По линии главного водораздела СихотэАлинская горная область делится на Япономорский (вост. и юж.) и Уссурийско-Ханкайский (зап.) макросклоны, резко отличающиеся друг от друга. Сев.-зап. склоны – пологие, с плавными очертаниями, постепенно переходят в УссурийскоХанкайскую низменность. Юго-вост. склоны круто спускаются к морю.

С З. в юж. часть Приморья вклиниваются отроги Вост.-Маньчжурских гор (хр. Пограничный) с высшими точками до 800–900 м над уровнем моря и средней высотой ок. 400 м. От горной системы СихотэАлиня они отделены юж. частью СуйфуноХанкайской равнины.

Остальная часть терр. имеет равнинный характер, представляющий низменныемежгорные впадины и долины рек. Самая большая низменность – Уссурийско-Ханкайская, расположенная к З. от СихотэАлиня. Равнина состоит из приозёрной впадины и низменных частей речных бассейнов, примыкающих к оз. Ханка. Выделяются также Нижне-Бикинская и Раздольненская равнины, образованные долинами крупных рек: Уссури, Бикин, Алчан, Раздольная.

Геологическое строение и по лезные ископаемые. Сихотэ-Алинь состоит из серии сводово-глыбовых хребтов, разделённых внутригорными впадинами большей частью кайнозойского возраста. Сихотэ-Алинь – эпиплатформенные горы области мезозойской складчатости Тихоокеанского горного пояса. Сложены преимущественно песчано-сланцевыми отложениями, прорванными многочисленными интрузиями, с которыми связаны проявления руд.

Хребты Вост.-Маньчжурской горной области имеют поздненеогеново-четвертичный возраст. Сложены преимущественно гранитами, сланцами, базальтами, известняками.

Вдоль зап. побережья Амурского зал. и зал. Посьета сохранились руины кайнозойских вулкано-тектонических структур, бóльшая часть из которых опущена (обрушена) под уровень моря. На всём протяжении Уссурийско-Приханкайской межгорной впадины известны центры вулканической деятельности, сформировавшиеся в зоне регионального Уссурийского глубинного разлома, который активен и в настоящее время.

Многообразие слагающих недра края пород и сложность его геологической истории обусловили накопление здесь самых разнообразных полезных ископаем ы х. Главное богатство П.к. – многочисленные рудные месторождения. Известны также месторождения бурых и каменных углей, флюорита, бора, графита, разнообразных строительных материалов. Имеются минеральные источники.

Основные угольные месторождения расположены в юж. районах П.к. Выявлено почти 100 месторождений с общими запасами ок. 2,4 млрд т. Запасы бурых углей гораздо значительнее, чем каменных.Основные месторождения – Бикинское,Павловское, Шкотовское и Артёмовскоебуроугольные, Партизанское и Раздольненское каменноугольные.

Самый распространённый цветной металл П.к. – олово. В крае известно ок. 30 его месторождений. Основные оловорудные месторождения находятся в горных районах Сихотэ-Алиня. Там же сосредоточено ок. 15 месторождений полиметаллических руд, содержащих свинец и цинк, атакже в небольших количествах медь,серебро, висмут и др. Всего в Приморьеизвестно ок. 200 рудопроявлений свинца и цинка. К наиболее крупным из них относятся рудники Тетюхинской группы (г. Дальнегорск).

Имеются несколько месторождений вольфрама. Кроме него в этих рудах содержится медь, серебро, золото, висмут и др. ценные металлы. В сев.-вост. районах Сихотэ-Алиня найдено несколько месторождений серебра. Широко распространен в Приморье минерал киноварь, содержащий ртуть. В П.к. разведано св. 50 месторождений золота. На С. П.к. найдены алмазы и известно единственное в России месторождение благородного опала (Радужное). В районе Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора. Добывается плавиковый шпат (Вознесенское иПограничное месторождения). На материковом склоне Японского моря открыто несколько месторождений фосфоритов.

Практически во всех районах П.к. выявлено св. 100 месторождений различных строительных материалов и сырья из них. Вблизи Спасска-Дальнего разрабатываются крупные месторождения известняка.

К лима т П.к. умеренный, муссонный,влажный. Климатические условия во многом определяются географическим положением П.к. на стыке Евразии и Тихого океана. Зимой господствуют холодные континентальные воздушные массы, а летом – прохладные океанические. Муссонный климат оказывает смягчающее воздействие, особенно на прибрежные терр.: здесь прохладная весна, дождливое и туманноелето, солнечная сухая осень и малоснежная с ветрами зима.

Владивосток Сихотэ-Алинь разделяет терр. края на зап. и вост. районы, существенно различающиеся по климатическим условиям. В зап. районах климат более континентальный, с холодной зимой и жарким летом. В вост. районах зима теплее, а лето пасмурное ипрохладное. В горах климат более влажный, чем на равнине.

Наиболее низкая температура воздуха наблюдается в долине р. Уссури, в районе Приханкайской низменности, в зап. предгорьях и горах Сихотэ-Алиня. Средние температуры января в этих районах –20°C. Самыми тёплыми являются районы на юж. и вост. побережьях Японского моря (–10°... –14°С).

Наиболее высокая температура воздуха характерна для Приханкайской равнины,юго-зап. районов края и составляет в зап. предгорьях Сихотэ-Алиня +16,5°...+18,8°С, на Приханкайской равнине +18,5°...+20°С,на побережье зал. Петра Великого +15,5°...+17,8°С, на вост. побережье Японского моря заметно холоднее +12,9°...+15,6°С.

Общее годовое количество осадков 600– 900 мм, бóльшая их часть выпадает летом. Режим увлажнения характеризуется резко выраженной сезонностью. Зима отличает

Владивосток. Панорама города

ся малой облачностью и наименьшим за год количеством осадков. Летом и осенью выпадает ок. 70% годового количества осадков. Вдоль морского побережья с С.-В. на Ю.-З. проходит холодное Приморское течение, которое вызывает продолжительные туманы.

Внутренние воды. Приморье богато водными ресурсами. Суммарный речной сток в П.к. составляет 64 км3. Характерная черта рек Приморья – их сравнительно небольшая протяженность. Основным водоразделом является Сихотэ-Алинь. С вост. его склона реки текут в Японское море, с зап.– в р. Уссури. Крупнейшая река вост. склонов Сихотэ-Алиня – Самарга,впадающая в Татарский пролив. В сев. часть Амурского зал. впадает р. Раздольная (Суйфэньхэ, верховья находятся в пределахКитая).

Крупнейшая водная артерия Приморья – р. Уссури, впадающая в Амур. Это единственная в Приморье река, которая судоходна на значительном протяжении. Для всех приморских рек характерно летнее половодье (обычно в авг. или даже в сент.).

В П.к. насчитывается св. 3 тыс. озёр. В центре Приханкайской равнины располагается пограничное с Китаем оз. Ханка. Пл. его водного зеркала непостоянна. При высоком уровне воды она составляет 5010 км2, при среднем – 4070 км2, при низком – 3940 км2.

Ок. 4% пл. П.к. занято болотами. Основная часть болотных массивов расположена на Приханкайской низменности, к В. и Ю.от оз. Ханка, а также в районе устья р. Сунгача, в долине р. Уссури.

Выявлены крупные запасы подземных пресных вод. В крае зарегистрировано ок. 60 минеральных источников.

П о ч в ы П.к. преимущественно бурые лесные, на равнинах часто оподзоленные и элювиально-глеевые.

Растительность. До 80% терр. П.к. занимают разнообразные по составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники, многие изкоторых эндемичны (абрикос маньчжурский, актинидия, женьшень настоящий,лотос Комарова и др.). Во флоре Приморья насчитывается св. 2 тыс. видов высших растений, в т. ч. ок. 250 видов деревьев,кустарников и деревянистых лиан. Очень разнообразна флора мхов и лишайников. В составе приморской флоры много ценных лекарственных, технических и пищевыхрастений, значительно число реликтовых и эндемичных видов. Ок. 200 видов занесено в Красные книги разного уровня.

Удивительная природа П.к. сочетает в себе сев. и юж. элементы: северянка-пихта, ель, сосна, кедр, берёза, рябина, встречаются здесь вместе с растениями субтропиков – амурским бархатом (он же пробковоедерево), маньчжурским орехом, аралией. В приморской тайге нередки настоящие субтропические лианы – амурский виноград,лимонник, женьшень.

Животный мир Приморья разнообразен по своему видовому составу и сочетанию сев. и юж. форм. Здесь представители сев. тайги – соболь, рысь, рябчик, глухарь – встречаются с типичными южными видами – уссурийским тигром, уткой-мандаринкой, изумрудно-синим широкоротом. Обитают кабаны, косули, енотовидныесобаки, выдры, росомахи, изюбри, лоси,кабаны, пятнистые олени, барсуки, белки и др. Встречается редкое горное парнокопытное – горал.

В прибрежных водах Японского моря обитает ок. 700 видов животных, множество водорослей и трав. Биологические ресурсы П.к. состоят из различных пород рыб (сельдь, камбала, навага, минтай,лосось, терпуг, корюшка); беспозвоночных животных – крабов, креветок, моллюсков (гребешок, мидия, устрица) и др.;водорослей (ламинария или морскаякапуста, анфельция, грацилярия и др.).Многие из них обладают уникальными биологически активными и лечебными свойствами.

Особо охраняемые территории. В П.к. действуют 6 заповедников, но пл. их относительно невелика – 679,4 тыс. га– (4%терр. края). Сихотэ-Алинский биосферный, Лазовский и Ханкайский заповедники находятся в подчинении Гос. комитета по охране окружающей среды РФ; Уссурийский, Кедровая Падь и Дальневосточныйгос. морской заповедник – в подчинении РАН.

Население. Национальный состав населения Приморья отличается большой пестротой. Преобладают русские (89,9%), заними следуют украинцы (4,5%), корейцы(0,9%), татары (0,7%), белорусы (0,6%) и др. Коренные народы Дальнего Востока – нанайцы, удэгейцы, ороки, эвены, орочи и др. – немногочисленны. На них приходится менее 1% общей численности населения П.к.

Бóльшая часть верующих – православные.

На протяжении 20 в. Приморье, как идругие края и области Дальнего Востока,по темпам роста населения опережало многие районы РФ. С нач. 1990-х гг. демографическая обстановка в Приморье стала ухудшаться: с 1992 отмечается уменьшение численности населения. Ежегодное сокращение населения – 0,8–1,2%. Рождаемость в 1990-х гг. уменьшилась более чем в 2 раза и составляет 10,6‰ (2004). В 2004 смертность достигла 15,7‰. Естественнаяубыль – 5,1‰. Ожидаемая средняя продолжительность жизни ниже среднероссийской – 63 года (56-е место в РФ, 2004).

Традиционным источником роста населения в Приморье была миграция. Впервые отрицательное сальдо миграции в Приморье было зафиксировано в 1991. В 2003 коэффициент миграционного оттока населения составил 25 чел. на 10 тыс. жителей.

Население в Приморье размещено неравномерно. При средней плотности 12,3 чел. на км2, имеются районы, где она составляет 1–2 чел. на км2. Треть терр. края, преимущественно горные местности, вообще неимеет постоянного населения. Наибольшую плотность населения (ок. 80 чел. накм2) имеют юж. районы края, где размещаются две крупные агломерации: Владивостокская и Находкинская. Плотность сельского населения в среднем составляет 10 чел. на км2, в некоторых районах повышается до 15–20 чел. на км2.

Городское население – 75,4%. Крупнейшие города (в тыс. чел., 2006): Владивосток (583,7), Находка (171,7), Уссурийск (154,8), Артём (102,3), Арсеньев (59,7), СпасскДальний (46,9), Партизанск (41,6), Дальнегорск (39,2), Большой Камень (38,2) и др.

Процессы воспроизводства населения в Приморье ещё недавно протекали очень активно, поэтому возрастная структураотличается относительной молодостью. Велика доля трудоспособного населения – 65,1% (2004).

Численность экономически активного населения в 2004 составила 1090 тыс. чел., в экономике заняты 985,5 тыс. чел. В пром-сти работают 19,9% занятых, в сел. хоз-ве –7,1%, на транспорте – 9,9%, в строительстве – 5,8%; в торговле и общественномпитании – 18,5%, в здравоохранении исоцобеспечении – 7,6%, в образовании –8,8%, в ЖКХ – 6,2%. Уровень общей безработицы выше среднероссийского – 9,6%.

История. Первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы, появившиеся в регионе 5–6 тыс. лет назад. Их потомки живут на терр. края и других районов Дальнего Востока и ныне. Это нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки, ульчи, эвены, эвенки, негидальцы. В пределах края существовало государство Бохай (698–926), а также империя Чжурчжэней(Золотая Империя), которая в 1115–1234занимала не только юг Дальнего Востока, но и смежные районы Маньчжурии и Кореи. Полчища Чингисхана в нач. 13 в. уничтожили это государство.

В нач. 17 в., когда русские землепроходцы впервые появились на этих землях, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер после заключения Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоровмежду Россией и Китаем. В сер. 19 в. началось систематическое изучение Приморья экспедициями кораблей российского флота, посылаемыми туда с Балтики. Экспедиция, которую возглавил генерал-губернатор Вост. Сибири Н.Н. Муравьёв-Амурский, в 1859 обследовала сев.-зап. побережье Японского моря и определила место для основания Владивостока.

Первыми переселенцами были военные и казаки. Первые военные посты в Приморье возникли в 1859 на берегу оз. Ханка (Турий Рог) и в бухте Св. Ольги на побережьеЯпонского моря. В 1860 начали действовать Владивостокский, Новгородский иНовокиевский посты. Среди последних особо выгодным географическим положением выделялся Владивостокский пост,куда в 1870 была переведена база Сибирской военной флотилии. Очень скоро Владивосток стал крупнейшим портом России на Тихом океане, а с присвоением ему в1880 статуса города – центром Приморской обл., объединившей всё дальневосточное прибрежье Сибири – Чукотку, Камчатку, Сахалин, Нижний Амур, Охотский,Удский и Уссурийский края. Она была образована в 1856 и входила в состав Вост.Сибирского, а с 1884 – Приамурского генерал-губернаторства.

C этого же времени ведёт отсчет угольная пром-сть Приморья. В 1861 были обнаружены угольные пласты у сев. берегов Амурского зал., исследованы обнаженияугольного пласта на правом берегу р. Раздольная. В янв. 1862 в месте обнаружения была заложена наклонная шахта.

Особое место в заселении края принадлежало казакам. Перед ними ставились две важнейшие задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. Первые казачьи посёлки в Приморье возникли на р. Уссури – Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский, Княжеский и др. Их основали казаки, зачисленные в Уссурийскийпеший батальон Амурского казачьего войска. К 1862 на Амуре и Уссури обосновалось ок. 14 тыс. казаков-забайкальцев. На р. Уссури было основано 29 казачьих станиц и посёлков. В 1879 часть казаков выехала в Юж. Приморье, где в пограничной полосеюжнее оз. Ханка возникло 10 новых посёлков. Это позволило в 1889 создать самостоятельное Уссурийское казачье войско.

В 1895 началось переселение на Дальний Восток казаков из Европейской России. Причиной его стала необходимость охраны строившегося Уссурийского участка Си бирской ж.д. (Транссиба). За 5 лет наДальний Восток прибыло св. 5 тыс. чел. Это переселение продолжалось и в нач. 20 в.

Важную роль в освоении дальневосточных земель сыграло крестьянство. 26.3.1861 Амурская и Приморская области Вост. Сибири были объявлены правительством открытыми для заселения «крестьянами,не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счёт».

Заселение внутренних районов Уссурийского края первоначально осуществлялось крайне медленно. До 1902 основная часть переселенцев в Приморье прибывала морем на судах Добровольного флота. Вновь прибывшие обосновывалась на правом берегу р. Уссури, по р. Раздольная, на Приханкайской низменности и морском побережье.

На раннем этапе освоения Приморья его пром-сть развивалась преимущественно за счёт разработки природных ресурсов. В 1860–80-х гг. наибольшее значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов,пантов и т. д.), морские (добыча морскойкапусты, трепангов, крабов и т. д.), рыболовство.

Огромную роль в освоении Приморья сыграла Транссибирская ж.д.: её восточный участок был построен в 1891–97. Вдоль дороги возникали рабочие посёлки и станции, крестьянские поселения.

В 1897–1903, по договоренности с китайским правительством, часть магистралибыла проложена через Маньчжурию (КВЖД), что позволило кратчайшим путём соединить Уссурийский край с Россией. С началом проведения правительством П.А. Столыпина аграрной реформы (1906) переселенческое движение на окраины стало поощряться путём предоставления переселенцам различных льгот. Приток крестьян на дальневосточную окраину заметно увеличился: в целом в 1900–16 в Приморскую обл. прибыло из Европейской части России св. 200 тыс. чел.

Значительное влияние на процесс заселения Приморья, его экономическое и социально-политическое развитие оказала русско-японская война 1904–05, начавшаясянападением японского флота на русскую Тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. К началу войны обороноспособность дальневосточных рубежей была чрезвычайно слабой. Военные действия развивались неблагоприятно для российской стороны как на море, так и на суше.23.8.1905 в Портсмуте (США) состоялосьподписание мирного договора, согласнокоторому Россия уступила Японии юж. часть о. Сахалин и отказалась в пользу Японии от аренды Ляодунского п-ова с Порт-Артуром и портом Дальний.

Начавшаяся летом 1914 Первая мировая война привела к экономическому кризису всей страны, в т. ч. и Приморья. В связи с блокадой зап. портов России значение Владивостокского порта существенно выросло, усилился поток грузов, проходившихчерез него: за 1914–16 грузооборот порта удвоился. Возросла нагрузка на ж.-д. транспорт.

После Октября 1917 Дальний Восток стал ареной Гражданской войны и интервенции. В дек. 1918 в Приморье развернулось партизанское движение, весной 1919 партизаны действовали уже в нескольких районах Приморья. Разгром армии А.В. Колчака в Сибири Красной армией в кон. 1919 заставил Антанту отозвать войска с Дальнего Востока России. Интервенцию в Приморье продолжила лишь Япония.

31.1.1920 во Владивостоке произошёл антиколчаковский переворот, что значительно осложнило присутствие Японии в Приморье. Японцы спровоцировали серию инцидентов, в результате которых оттеснили революционные войска на С. Приморья, оккупировали Сев. Сахалин и низовья Амура. В руках Японии оказались выходы России в Тихий океан.

Россия не могла воевать в это время на два фронта, движение Красной армии на В. было приостановлено у Байкала. Началось формирование «буферного» гос. образования – Дальневосточной Республики (ДВР), которая формально являлась независимым государством, но ни одно важное мероприятие во внутренней и внешней политике не проводилось в жизнь без утверждения Москвой.

В мае 1921 во Владивостоке произошёл контрреволюционный переворот, былообразовано Временное Приамурское правительство во главе с фабрикантом С.Д. Меркуловым, пытавшееся при поддержке Японии распространить свою власть на весь Дальний Восток. Но в 1922 белые потерпели поражение. Япония начала вывод войск из Приморья. Гражданская война и иностранная интервенция окончились на Дальнем Востоке на два года позже, чем в центральных районах России. В нояб. 1922 Дальний Восток был присоединён к РСФСР.

В 1920–30-х гг. Приморье в ходе общегос. адм.-терр. преобразований неоднократно меняло свой статус и название. В 1922–26 существовала Приморская губ., котораявходила в образованную на терр. быв. ДВР Дальневосточную обл. (ДВО). В 1926 ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губ. сначала воВладивостокский округ, затем (в 1932–34) в Приморскую и Уссурийскую обл. Адм. центром всего Дальнего Востока в 1923–38 был Хабаровск, в подчинении которогонаходились и приморские власти. Лишь с 1938 Приморская и Уссурийская обл., преобразованные в Приморский край, напрямую стали подчиняться Москве.

Уже с нач. 20 в. Приморье стало наиболее заселённой и промышленно развитой терр. российского Дальнего Востока. В сер. 1920-х гг. здесь проживало ок. 600 тыс. чел., что составляло 44% всех жителей региона. В нач. 1920-х гг. на долю Приморской губ. приходилось 52% пром. продукции Дальневосточной обл. В силу ряда причин в 1920-е гг., несмотря на расширение позиций гос. сектора в экономике региона,серьёзную роль продолжал играть частный и иностранный капитал, а период новойэкономической политики продлился на три года дольше, чем в центральной России.Одной из крупнейших среди иностранных концессий была английская горнопром. компания «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» (1925–31), занимавшаяся разведкой, разработкой и переработкой серебряно-свинцово-цинковых руд месторождения Тетюхе.

В 1930-е гг. в регионе развернулось широкое строительство дорог, новых пром.предприятий, главным образом, в добывающей пром-сти – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная.

Бурное экономическое развитие потребовало обеспечения края трудовыми ресурсами. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных районов России, а такжедемобилизованных красноармейцев. Однако темпы форсированной индустриализации существенно превышали темпы роста свободных трудовых ресурсов края.

Для восполнения потребностей в трудовых ресурсах стал широко использоваться труд заключённых. В кон. 1929 в Приморье были организованы отделения Дальневосточного лагеря (Дальлага, позже – Владлага) и транзитный лагерь «Вторая Речка»(Владивосток). Заключённые Дальлага иВладлага работали во Владивостоке,Никольске-Уссурийском (ныне – Уссурийск) и Спасске-Дальнем, добывали золото на о. Аскольд, уголь в Сучане и Артёме, заготавливали лес в тайге и рыбу вдоль всего побережья Приморья. К 1937 численность заключённых в крае достигла 70 тыс. чел.

Одновременно в 1930-е гг. из края были принудительно выселены несколько десятков тыс. «неблагонадежных» и «социально чуждых» лиц. В 1937–38 проведена принудительная депортация из Приморья корейцев (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайцев (в основном в Китай), всего – ок.

200 тыс. чел. В результате депортации оба эти этноса исчезли из национального состава населения Приморья вплоть до кон. 1980-х гг.

В годы Великой Отечественной войны 1941–45 Приморье, являясь глубокимтылом, избежало непосредственных боевых действий. Но на край пришлась большая нагрузка по произ-ву военной техники и вооружения, судоремонту, добыче леса,угля, редких и цветных металлов.

После окончания войны П.к. продолжил развиваться как крупный промышленноаграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Был построен новый крупный порт Находка, который в 1970–80-х гг. стал одним из крупнейших в стране. В Находке с 1971 базируется Приморское морское пароходство. В 1980-х гг. недалеко от Находки начал работу морской порт Восточный, единственный на Дальнем Востоке, имеющий специализированные комплексы по переработке различных видов технологических грузов.

К сер. 1960-х гг. были созданы новые для края отрасли пром-сти: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная.

С нач. 1990-х гг. в П.к., как и по всей стране, отмечаются существенные изменения в экономическом, политическом, демографическом и социальном развитии. 1.1.1992 прежде закрытый для иностранцев Владивосток был объявлен открытым городом. Это изменило статус П.к., превратив его в активного участника международных отношений. Стали реализовываться совместные проекты, научные исследования, образовательные программы. Введение безвизового обмена с Китаем в 1992 вызвало наплыв в край китайского населения, в основноммелких торговцев, а также строительныхи с.-х. рабочих, значительная часть которых стремится остаться в Приморье на длительное время без законных оснований.

Экономика. П.к. – наиболее развитая в хозяйственном отношении терр. Дальнего Востока. На его долю приходится 4% российской добычи угля (10,7 млн т, 6-е место в РФ, 2004), ок. 1% произ-ва электроэнергии РФ (31-е место), ок. 3% произ-ва деловой древесины (11-е место в РФ, 2004), ок. 1,5% произ-ва цемента (21-е место). Крайлидирует в РФ по улову рыбы (св. 20%),производит ок. 40% кормовой рыбной муки в РФ. П.к. обладает развитой многоотраслевой горнодобывающей пром-стью. Здесь добывается почти 100% соединений бора в России, производится ок. 40% свинца ицинка, 25% олова, 40% вольфрама, выпускается св. 80% плавикошпатового концентрата. Добывается золото, серебро.

Промышленность. Стоимость ВРП П.к. в 2004 составила 147,2 млрд руб. (1%суммарного российского ВРП). В отраслевой структуре ВРП доминирует пром-сть (23,1%). На транспорт приходится 17,2%, на торговлю – 16,8%, на строительство – 5,3%, на сел. хоз-во – 4,1%. Регион принадлежит к группе субъектов РФ с пониженным инвестиционным потенциалом и высоким инвестиционным риском. По объёму инвестиций в основной капитал на душу населения (8,6 тыс. руб. в 2004) П.к. занимает 67-еместо в РФ. Иностранные инвестиции в 2004 составили 97,9 млн долл.

Объём выпущенной пром. продукции в 2004 составил 64,2 млрд руб. В структурепром. произ-ва значительную долю занимают пищевая пром-сть (33,3%), электроэнергетика (25,2%), машиностроение иметаллообработка (14%), а также лесная,деревообрабатывающая и бумажная пром-сть (8,5%), цветная металлургия(4,2%), пром-сть строительных материалов (4,2%), топливная, представленная угольной отраслью (2,9%).

Прибрежные воды П.к. богаты биоресурсами, что привело к значительному развитию здесь пищевой отрасли, гл. обр. рыбной подотрасли. Промысловое значение имеют лососевые, сельдь, палтус, сардины, крабы, креветки и др. Объём годовой добычи составляет ок. 1 млн т рыбы и морепродуктов. В отрасли работают св. 500 предприятий и организаций. К ведущим предприятиям относятся Находкинская база активного морского рыболовства, Холдинговая компания «Дальморепродукт», Преображенская база тралового флота,«ТУРНИФ», «ДМП-Троулерс», Приморский крайрыбакколхозсоюз.

Основу электроэнергетики П.к. составляет ОАО «Дальэнерго», объединяющая 18 филиалов, в т. ч. 3 электростанции (Приморская, Артёмовская, ПартизанскаяГРЭС), 4 предприятия электрических сетей, а также мощности тепловых сетей. В стадии строительства находятся электростанции в Уссурийске и Находке. Суммарная мощность электростанций составляет 1,5 млн кВт (31-е место в РФ, 2004).

Значительное развитие в П.к. получилимашиностроение и металлообработка. Основная специализация – судоремонт и судостроение (Славянский судоремонтный завод, Владивостокский судоремонтныйзавод, Находкинский судоремонтныйзавод, «Восточная верфь», Дальневосточный завод «Звезда», Холдинговая компания «Дальзавод»), машино- и приборостроение (Уссурийский локомотиворемонтный завод, Владивостокское предприятиеэлектрорадиоавтоматики ЭРА, ОАО «Радиоприбор», ОАО «Дальприбор»),авиастроение (Арсеньевская авиационнаякомпания «Прогресс»).

Продукция лесной и деревообрабатывающей пром-сти имеет значительную долю в общероссийском экспорте древесины,произ-ве пиломатериалов. В отрасли отмечается увеличение объёмов лесозаготовки и деревообработки. Базовыми предприятиями являются ОАО «Тернейлес» (холдинг, включающий 9 предприятий) и ОАО «Приморсклеспром» (36 предприятий).

Крупнейшее предприятие пром-сти строительных материалов – цементный завод «Спасскцемент» (г. Спасск-Дальний).

Базовое предприятие цветной металлургии П.к. – горно-металлургическая компания «Дальполиметалл» (производит свинцовый и цинковый концентраты). К крупным предприятиям отрасли относятся «Энергомаш Бор» (боропродукты), Ярославский горно-обогатительный комбинат (плавикошпатовый концентрат), Приморский горно-обогатительный комбинат (вольфрам), Лермонтовская горноруднаякомпания (вольфрам).

Прежде развитая угольная отрасль в последние годы значительно сократила объёмы произ-ва. Добыча угля в 2004 составила 10,7 млн т. Основной объём добычи (св.60%) осуществляют ЗАО «ЛуТЭК» (пос.Лучегорск) и предприятия ОАО «Приморскуголь» (ок. 30%).

Крупнейшие пром. центры края: Владивосток (св. 34% пром. продукции; судостроение и судоремонт, оборудование для рыбной, деревообрабатывающей, горнойпром-сти, станки, приборы); Находка(13,5%; международный морской порт ипредприятия рыбной пром-сти); Уссурийск (ок. 8%; пищевая пром-сть, произ-во картона); Арсеньев (центр ВПК); Дальнегорск(добыча руд цветных металлов).

Объём произ-ва продукции с е л ь ского хозяйства – 9,3 млрд руб. (2004; 50-еместо в РФ). Пл. с.-х. угодий – 976 тыс. га (6% терр. П.к.), из них 61% – пашня. В структуре посевных площадей преобладают технические (30,5%), кормовые (26%) и зерновые (25,9%) культуры. Основная с.-х. зона Приморья – плодородная Приханкайская равнина. Здесь выращиваются рис, соя,овощи и картофель. Животноводство мясомолочного направления, свиноводство,птицеводство, звероводство и пантовое оленеводство. Поголовье крупного рогатого скота – 77 тыс. голов (68-е место в РФ), свиней – 40,8 тыс. (55-е место в РФ).

Лесное хозяйство. Лесистость П.к. составляет 76%. Лесопокрытая пл. – 12,5 млн га. Эксплуатационные леса, в которых ведутся основные лесозаготовки,составляют ок. 60% лесопокрытой площади П.к., а леса, где возможны рубки, – ок. 75%. Общий запас древесины на корню – 1920 млн м3 (2,3% запасов РФ). Значительны недревесные ресурсы леса: кедровые орехи, разнообразные ягоды (лимонник,виноград, голубика, калина, рябина), грибы, папоротник, лекарственные растения,среди которых женьшень.

В Приморье функционируют все основные виды транспорта: морской, ж.-д.,автомобильный и воздушный. Наибольшая доля грузо- и пассажирооборота приходится на морской и ж.-д. транспорт. По терр. П.к. проходит конечный участок Транссибирской ж.д. Плотность ж.-д. путей общего пользования – 94 км на 10 тыс. км2 (50-еместо среди регионов РФ, 2003).

Через Приморье Россия осуществляет внешнеторговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Географическое положение края создало предпосылки для развития здесь мощного портового узла. На Тихоокеанском побережье России только в П.к. имеются удобные бухты с портами круглогодового действия. Крупнейшие морские порты – Владивосток (расположен на берегах глубоко вдающейся в берег бухты Золотой Рог), Находка (расположен в одноимённой бухте, хорошозащищённой и имеющей большие глубины), Восточный.

Существенную роль в местных перевозках, особенно в обслуживании отдалённых сев. районов края, играет автомобильныйтранспорт. Общая протяженность автодорог ок. 7,2 тыс. км.

Важнейший аэропорт – Озёрные Ключи (близ г. Артём).

Экологическая ситуация на терр. П.к. умеренно острая. Выбросы в атмосферу от стационарных источников в 2004 составили 256 тыс. т. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты – 459 млн м3, изкоторых св. 80% являются загрязненными. В П.к. часто возникают лесные пожары (699 в 2003), в результате которых выгораютзначительные площади ценных лесов.

Уровень жизни. ВРП на душу населения – 72 тыс. руб. (35-е место в РФ). В П.к. высока доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – 30,5% (в среднем поРФ – 17,8%, 2004). Обеспеченность жильём в регионе – 19,1 м2 на душу населения (вРФ – 20,5, 2004). Обеспеченность легковыми автомобилями личного пользования значительно выше среднего по стране – 189,2 на 1 тыс. жителей (13-е место в РФ). Личный автопарк представлен в основном подержанными японскими автомобилями.

Здравоохранение. Обеспеченность населения больничными койками и средним медицинским персоналом существенно ниже среднероссийских показателей (96,9на 10 тыс. чел. и 86,8 на 10 тыс. чел. соответственно). Обеспеченность врачамиотносительно высокая – 53 на 10 тыс. чел. (2004). Крупнейшие учреждения здравоохранения расположены во Владивостоке – Краевая клиническая больница, Краеваядетская клиническая больница, Краевойклинический диагностический центр, Дальневосточная центральная клиническая бассейновая больница и др.

Образование. В П.к. работают 11 вузов (в т. ч. одно негос.), 32 средних специальных учебных заведения, св. 700 дневных общеобразовательных учреждений. Основные вузы: Дальневосточный гос. ун-т, Дальневосточный гос. технический ун-т, Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса,Дальневосточный гос. технический рыбохозяйственный ун-т.

Наука. П.к. – один из крупнейших научных центров России. В 1970 на базе Дальневосточного филиала был создан Дальневосточный научный центр (ДВНЦ) АН СССР,преобразованный в 1986 в Дальневосточное отделение (ДВО). В настоящее время ДВО РАН объединяет академическую науку Дальневосточного региона. Наиболее полно представлены науки о Земле – бóльшая часть ин-тов имеет геолого-геофизический и геологический профиль. Основные ин-ты – Тихоокеанский ин-т географии ДВО РАН, Ин-т биологии моря ДВО РАН, Тихоокеанский океанологический ин-т ДВО РАН, Ин-т проблем морских технологий ДВО РАН, Тихоокеанский ин-т биоорганической химии ДВО РАН и др. Важнейшая сфера деятельности ДВО РАН – фундаментальные исследования океана.

В области гуманитарных проблем исследования ведёт Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Культура. На терр. П.к. известно св. 2 тыс. археологических и исторических памятников. Среди музеев особый интерес представляют Приморский гос. музей им. В.К. Арсеньева, Музей Ин-та биологии моря ДВО РАН, Спасский краеведческиймузей, Приморская гос. картинная галерея, Морской музей-океанариум, Музей археологии и этнологии Ин-та истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Зоологический музей Дальневосточного гос. ун-та, Военно-историче ский фортификационный музей «Владивостокская крепость» и др.

Туризм и рекреация. Край располагает значительными рекреационными ресурсами. Их основу составляет сочетание благоприятных природно-климатических условий, привлекательность горно-таёжныхландшафтов, наличие природных источников минеральных вод и лечебных грязей. Особую ценность представляют рекреационные ресурсы юж. прибрежных районов с тёплой морской водой, пляжами и живописными бухтами и заливами. Уникальным рекреационным потенциалом обладают острова в зал. Петра Великого.

Климат П.к. относительно благоприятен для климатотерапии и спортивно-оздоровительной рекреации. Наиболее благоприятные погодные условия характерны для континентальных районов. Лучшее время года для посещений туристов – осень.

На терр. края ок. 100 проявлений и месторождений углекислых холодных, азотных термальных, азотнометановых, метановых и др. минеральных вод. Известны разнообразные лечебные грязи: морские (в Амурском заливе, под Находкой) и озерные(Ханкайские).

ВЛАДИВОСТОК, город, центр Приморского края, порт на Тихом океане. Конечный пункт Транссибирской ж.д. Расположен на склонах сопок, окружающих бухту Золотой Рог Японского моря. Нас. 583,7тыс. чел. (2006). Основан командой парусника «Маньчжур» в 1860 как военный пост.

С 1871 – главная военно-морская база России на Дальнем Востоке. С кон. 19 в. значительный центр торговли с Китаем и Японией, крупнейший пром. и культурный центр российского Дальнего Востока. В 1918–20 город был оккупирован войсками США и Японии. С 1922 в составе РСФСР. С 1938 центр Приморского края.

Специализация города определена близостью крупного морского бассейна и богатейшим ресурсным потенциалом внутренних районов Дальнего Востока. Основные отрасли: машиностроение (в т. ч. судостроение и судоремонт, произ-во оборудования для рыбной и деревообрабатывающей пром-сти); пищевая (рыбная, переработкаморепродуктов, мясная); стройматериалов. Главная база Тихоокеанского флота РФ. Дальневосточный научный центр РАН. В центральных районах города сохранилась застройка кон. 19 – нач. 20 вв. Владивостокская крепость (нач. 20 в.) – выдающийся памятник отечественного военно-инженерного искусства.